Главная>>История города>>Дореволюционная история города>>Колыванов Г.Е. Краткий обзор истории духовного образования в России

Колыванов Г.Е. Краткий обзор истории духовного образования в России

Долгое время Русская Православная Церковь не имела  специальных учебных заведений для подготовки богословов и священнослужителей. В 17 веке не раз вставал вопрос об учреждении в Москве духовной академии. Академия в Москве была открыта в декабре 1685 года. Первоначально она располагалась в Богоявленском монастыре. С 1687 года академия находилась в Заиконоспасском монастыре. В историю эта академия вошла как Славяно-греко-латинская.
Лучше дело обстояло на Украине. Там еще в конце 16 века православными братствами начинают создаваться братские школы. В 1635 году Киевский митрополит святитель Петр Могила преобразовал Киевское братское училище в коллегиум, введя в нем преподавание на латинском языке и западноевропейские образовательные стандарты. В 1702 году царь Петр I даровал Киево-Могилянской коллегии наименование академии.
Для подготовки образованных священнослужителей Русская Православная Церковь нуждалась в создании сети духовных учебных заведений. Такие учебные заведения постепенно начинают создаваться при архиерейских домах. Первые архиерейские школы создаются в начале 18 века, в царствование Петра I – в Ростове Великом, Чернигове, Смоленске, Тобольске, Великом Новгороде. Принятый в 1721 году "Духовный Регламент" содержит предписания архиереям об учреждении школ для подготовки духовенства. Возраст принимаемых для обучения учеников "Духовный Регламент" устанавливает следующий – не менее 10 и не более 15 лет. В 1721-1725 годах создается ряд архиерейских школ и духовных семинарий, в том числе и при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге.
Повышенное внимание духовному образованию уделялось в царствование императрицы Анны Иоанновны (1730-1740). Вскоре после прибытия Анны Иоанновны в Россию, в манифесте от 17 марта 1730 года повелевается учредить по всем епархиям духовные школы, согласно "Духовному регламенту". Вскоре эти духовные школы получили наименование семинарий. При Анне Иоанновне  действительно создается сеть духовных семинарий по всей России. Принимались в них мальчики 8-14 лет. Срок обучения – от 6 до 15 лет. Состав классов и программы везде разные. Обучение в двух существующих академиях (Московской и Киевской) начиналось "с азов" и в том же возрасте, что и в семинариях.
Постепенно число семинарий возросло. В 1760 году их насчитывалось уже 26. Однако уровень образования в них заметно различался. Неодинаковым был и срок обучения. Одной из лучших семинарий являлась Троицкая семинария, учрежденная в 1742 году в Троице-Сергиевом монастыре, который в 1744 году получил наименование Лавры. В 1788 году семинария при Александро-Невском монастыре в Петербурге была преобразована в главную семинарию. Сюда посылались на учебу наиболее способные учащиеся из других семинарий. Окончившие ее курс становились преподавателями семинарий. Многое для развития духовного образования было сделано в царствование императора Павла. За это время открылись восемь новых семинарий. Тогда же Петербургская главная семинария и семинария в Казани были преобразованы в духовные академии. К концу 18 века в России существовало сорок шесть семинарий и четыре академии. К тому времени они стали сословными учебными заведениями, открытыми только для детей духовенства. К концу 18 века места священнослужителей замещаются почти исключительно лицами, имеющими семинарское образование. В то же время, для 18 века характерен значительный отток учащихся из духовных учебных заведений в светские учебные заведения (в училища при госпиталях, в гимназию при Академии наук, в Московский университет) и на чиновничью службу. Церковные иерархи всячески боролись с этим явлением. Явление это было вызвано тем, что светская система образования в 18 веке еще не сложилось и государство остро нуждалось в грамотных людях, знающих ученый язык того времени – латынь, которым семинаристы владели свободно, так как в 18 веке этот язык был языком преподавания в русских духовных академиях и семинариях. Среди лиц, обучавшихся в 18 веке в Духовных учебных заведениях в России и прославивших себя на светских поприщах можно указать великого ученого М.В. Ломоносова, поэта В.К. Тредиаковского, создателя русского фарфора Д.И. Виноградова, государственного деятеля М.М. Сперанского.
1814-1867 гг.
В результате реформы 1808-1814 гг. была создана система духовного образования: духовное училище – семинария – Академия. В духовные училища принимались мальчики 8-12 лет, из духовного сословия. Срок обучения – шесть лет. Иногда обучение в духовном училище предварялось обучением в приходском училище. В духовных семинариях срок обучения – шесть лет (три двухгодичных класса). В них принимались выпускники Духовных училищ. Учащихся семинарий часто оставляли для повторного прохождения курса в классе. Из-за этого семинарию оканчивали иногда даже в возрасте 27-28 лет. Преобразованная Санкт-Петербургская духовная академия была открыта на месте старой академии в 1808 году. Преобразованная Московская духовная академия открыта в 1814 года в Троице-Сергиевой Лавре – на месте Троицкой лаврской семинарии. В 1819 году открылась преобразованная Киевская духовная Академия и в 1842 году – Казанская. Впоследствии количество духовных академий в России не увеличивалось, хотя вопрос об открытии новых академий вставал неоднократно. В качестве вероятных мест для открытия новых духовных академий рассматривались: Вильна (совр. Вильнюс), Иркутск, Томск, Тифлис (совр. Тбилиси), Почаев. Срок обучения в духовных академиях был 4-х летний. Обучались в них почти исключительно выпускники духовных семинарий, но допускались к обучению и лица, получившие светское высшее или полное среднее образование. В сороковые годы была введена практика написания студентами 4 курса академий курсовых работ. Зачисление в духовные семинарии и академии происходило в 1814-1869 годах один раз в два года. Лучшие выпускники духовных академий удостаивались степени магистра богословия, менее успевающие – степени кандидата богословия. Худшие выпускники духовных академий получали звание "действительных студентов", а совсем неуспевающие – просто "студентов". Степени доктора богословия давались Святейшим Синодом как награда за выдающиеся богословские и церковно-педагогические труды. Преподаватели духовных академий именовались ординарными и экстраординарными профессорами и бакалаврами. Преподаватели духовных семинарий, имевшие степень магистров богословия, в 1814-1867 годах именовались профессорами.
Реформа 1814 года дала большее место в семинариях и академиях русскому языку. К 40-м годам русский язык окончательно вытесняет в духовных семинариях латынь в качестве языка преподавания.
В 1814-1867 годах часть учащихся и выпускников духовных учебных заведений по-прежнему избирала светскую карьеру. Примером могут служить историки С.М. Соловьев, окончивший духовное училище, и В.О. Ключевский, ушедший из духовной семинарии до окончания курса. В этот же период в духовных семинариях учились: будущие византологи В.Г. Васильевский и Ф.И. Успенский, художник В.М. Васнецов, поэт И.С. Никитин , будущий министр финансов России и видный ученый И.А. Вышнеградский. В 60-е годы в духовную семинарию окончил будущий академик и первый русский лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов.
1867-1884 гг.
В 1867 году были приняты новые уставы духовных училищ и семинарий, а в 1869 году – новый устав духовных академий. Зачисление в духовные академии и семинарии стало осуществляться ежегодно. В духовные училища принимались мальчики 10-11 лет, обычно из духовного сословия. Срок обучения – 4 года (вместо прежних шести). Духовные училища после реформы 1867 года существовали за счет епархий. Духовные семинарии финансировались централизованно. В семинарии уставом 1867 года был открыт доступ представителям всех сословий. В духовных семинариях срок обучения – шесть лет (шесть однолетних классов). Учились в них обычно с 14 до 20-ти летнего возраста. Согласно параграфу 114 Устава духовных семинарий 1867 года, "В первый класс поступают в возрасте от 14 и не свыше 18 лет, основательно знающие предметы преподаваемые в духовных училищах; для поступления в следующие три класса требуются соответственные оным познания и возраст". По Уставу 1867 года в первых четырех классах изучались преимущественно общеобразовательные предметы. Программа Духовных училищ и первых четырех классов духовных семинарий приблизительно соответствовала программе классических гимназий. До конца 70-х годов выпускники 4-го класса семинарий имели право поступать в Университеты. В 5-6 классах семинарий изучались богословские предметы. Срок обучения в духовных академиях оставался четырехлетний. В Академии принимались выпускники духовных семинарий, высших светских учебных заведений и средних светских учебных заведений с полным курсом. Допускались в академии  и вольнослушатели. Например, философ Владимир Соловьев посещал лекции в Московской духовной академии.
Студенты 3 курса духовных академий, согласно Уставу 1869 года, писали кандидатские сочинения, за которые могли получить степень кандидата богословия (без защиты). Студенты 4 курса писали магистерские сочинения. Степень магистра богословия, однако, получалась путем публичной защиты, причем представляемое на защиту сочинение надо было распечатать типографским способом. Защита происходила, как правило, не сразу после окончания Академии, а через год, два-три. Устав 1869 года ввел также практику защиты докторских диссертаций. Бакалавры стали именоваться доцентами. При действии Устава 1869 года в духовных академиях существовало три отделения: богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Выпускники академий получали соответствующую специализацию.
При действии устава 1867 года духовные семинарии окончили будущий физик и электротехник А.С. Попов, крупный ученый-физиолог Н.Е. Введенский, учился в духовной семинарии писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк.
1884-1917 гг.
В 1884 году были приняты новые уставы духовных академий, семинарий и училищ. Срок обучения и возраст учащихся были оставлены прежними. В академиях были упразднены отделения. Устав ввел вместо единой степени доктора богословия три степени: докторов богословия, церковного права и церковной истории. Написание кандидатского сочинения переносилось на четвертый курс. Лучшие выпускники академий со степенью кандидата богословия именовались также магистрантами и получали право представить в дальнейшем на защиту магистерскую диссертацию.
В 1913 году, в связи с 300-летием Дома Романовых, духовные академии были наименованы Императорскими.
В семинариях и училищах согласно уставу 1884 года сокращались учебные часы, отведенные на светские предметы. Богословские предметы были рассредоточены по всему семинарскому курсу. Так как лишь около 20 % учащихся семинарий посвящали себя в дальнейшем служению Церкви, то эта реформа была воспринята большинством семинаристов с крайним неудовольствием. С 80-х годов вырастает количество беспорядков в семинариях, доходящих иногда до покушений на ректоров и инспекторов. Учащийся Псковской семинарии совершил покушение на обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева. Особенно сильные беспорядки происходили в духовных семинариях во время революции 1905-1907 годов. Святейший Синод был вынужден прибегнуть к временному закрытию духовных семинарий. Вместе с тем, были удовлетворены некоторые требования учащихся, в частности, семинаристам вновь открылся доступ в университеты. По инициативе К.П. Победоносцева в конце 19 века и в первые годы 20 века в духовных семинариях действовали процентные нормы, призванные ограничить прием в семинарии иносословных учеников. Затем, однако, они были признаны неполезными.
К 1917 году в России действовало 60 духовных семинарий и около 150 духовных училищ.
При действии устава 1884 года в духовных семинариях учились будущие политические деятели И.В. Джугашвили (Сталин), Н.И. Подвойский, С.В. Петлюра, будущий маршал А.М. Василевский, будущий калабрационист А.А. Власов.
Учащиеся духовных училищ и семинарий в 19-начале 20-го века традиционно разделялись на своекоштных, казеннокоштных и учащихся на половинном содержании (полуказеннокоштных). Своекоштные ученики  учились, внося плату за обучение, и жили на съемных квартирах. Казеннокоштные жили в общежитиях (если они были при учебных заведениях) и не вносили плату за обучение. Им также выдавалась казенная одежда. Казеннокоштными становились хорошего поведения дети бедных родителей из духовного сословия, а также дети инородцев (латышей, бурят, якутов, калмыков и т.п.) Крайне редко на казенный счет зачислялись дети родителей, не принадлежащих к духовному сословию, кроме детей инородцев. Учащиеся, находящиеся на половинном казенном содержании, могли вносить неполную плату за обучение, могли получить место в общежитии.
Студенты Духовных Академий, за редкими исключениями, состояли на полном казенном содержании.
При действии Устава 1814 года светские преподаватели духовных учебных заведений, выслужив несколько лет, могли принести присягу и получить классный чин. Устав 1867 года дал всем преподавателям духовных учебных заведений права государственной службы, классные чины, возможность получать ордена. Светский преподаватель духовной семинарии мог иметь чин до статского советского включительно. Но такой высокий чин преподаватели получали редко. Один преподаватель Витебской духовной семинарии был, в качестве исключения, пожалован чином действительного статского советника (т.е. генеральским). Профессоры духовных академий, как правило, к 45-50 годам дослуживались до чина действительного статского советника. Некоторые профессоры оканчивали свою карьеру тайными советниками.
Жалованье профессоров и доцентов духовных академий всегда было ниже чем жалованье профессоров светских вузов. То же можно сказать относительно жалованья преподавателей духовных семинарий, которое было ниже жалованья преподавателей гимназий.
В 18 веке сложилась традиция, когда духовные академии и семинарии возглавляли монашествующие: иеромонахи или архимандриты. Архимандрит-ректор при этом являлся одновременно настоятелем какого-либо видного монастыря. Вторым лицом в Академиях и семинариях были префекты, обычно также из числа монахов. Префект-монах являлся также настоятелем какого-либо не очень значительного монастыря или соборным иеромонахом значительного монастыря. С 1814 года префекты стали именоваться инспекторами. Префектом или инспектором мог быть и светский преподаватель. Белые священники до 1867 года не бывали ректорами, инспекторами и преподавателями семинарий за редкими исключениями. До 1867 года ректоров и инспекторов назначал Синод. Большинство преподавателей семинарий и духовных училищ являлись светскими лицами, выпускниками духовных академий. До 1867 года они стремились уйти священниками на приходы или в чиновники. Из-за этого текучка кадров была значительной. Профессорами и бакалаврами академий могли быть и белые священники. При этом за ними числилось место на каком-нибудь богатом приходе.
Уставы 1867 и 1869 годов воспретили ректорам и инспекторам быть настоятелями монастырей, кроме тех случаев, когда семинария находилась в монастыре. При этом ректоры-монахи являлись архимандритами по должности ректора. Профессоры и доценты академий из числа белого духовенства по уставу 1869 года являлись уже академическим духовенством, а не приходским. Однако некоторые профессоры и доценты совмещали свою преподавательскую деятельность с приходским служением.
Семинарский устав 1867 года сделал должность ректора семинарий выборной. Преподаватели избирали себе ректора из числа мирян, монашествующего или белого духовенства. Кандидат-мирянин обязывался, принимая избрание, принять рукоположение в священный сан. Избранный в ректоры по должности сразу становился протоиереем. Кандидат в ректоры должен был иметь степень не ниже магистра богословия. В конце 70-х годов выборность ректоров была упразднена. Они вновь стали назначаться Синодом. Должность ректора духовной академии до 1917 года никогда не была выборной.
После 1867 года должности ректоров семинарий замещались почти исключительно белым духовенством. Обер-прокурор К.П. Победоносцев (1880-1905) старался замещать ректорские и инспекторские должности монашествующими. Однако по причине сокращения численности ученого монашества большинство ректоров все же были протоиереи.
1917 год принес всеобщую выборность на все церковные должности, включая ректорские, инспекторские и т.п.

Колыванов Г.Е., кандидат богословия,
преподаватель Московской православной духовной семинарии.