Главная>>Братства

Арзамасское православное братство во имя праведного Иоанна Кронштадтского

В начале девяностых годов прошедшего столетия небывалый религиозный подъем охватил Россию. Открывались храмы и монастыри, возрождалось забытое Православие с его традициями и обычаями. Это выразилось и в возрождении православных братств, которые в некоторые периоды истории играли огромную роль в укреплении и распространении Православия. На территории Нижегородской епархии таким первым возрожденным братством стало братство во имя благоверного князя Александра Невского.
    Вскоре возникло братство и в Арзамасе. Инициатором его создания явилась небольшая группа (семь человек) студентов арзамасских вузов, прихожан арзамасского Воскресенского собора. Почти все они незадолго до этого приняли Таинство Крещения и горели ревностью возродить Православие в родном городе. 20 октября 1992г. на учредительном собрании ими была составлена Грамота об учреждении православного братства во имя праведного Иоанна Кронштадтского, прославленного в лике святых незадолго до этого. В Учредительной грамоте обозначались идеалы общества: "Вера Православная, Царь Самодержавный, Народ Русский". На основании этого триединого принципа выводились цели братства: личное спасение; посильная молитва о возвращении русского народа к Православной вере, о даровании Руси "Царя Православного…в щит и ограждение, и сохранение; и спасение Церкви Святой Православной и избавление Руси от лютого бесовского ига". Особенности идеалов и стремлений братства были обусловлены еще и  тем, что многие члены братства пришли в Православие через патриотические движения и общества. Формально идеалы братства оставались таковыми на протяжении всей его деятельности, но реально проблема патриотизма переставала занимать доминирующее положение.
    24 октября 1992г. епископ Балахнинский Иерофей (Соболев) благословил создание братства. 30 ноября 1992г. митрополит Нижегородский и Арзамасский  Николай (Кутепов) одобрил Устав братства и благословил его деятельность. 19 февраля 1993г. последовала его официальная регистрация в Отделе юстиции Нижегородской области. Первым председателем был единогласно избран Н. Жидков, студент II курса исторического отделения АГПИ, делопроизводителем назначен В. Сахаров, старостой – П. Петров, – студенты того же вуза.
    Главной своей целью, как говорилось, братчики ставили распространение Православия в городе. Начало было положено изданием стенгазеты "Кругозоръ", которая вывешивалась в пединституте. В ней рассматривались злободневные проблемы современности, печатались патриотические призывы к освобождению России от остатков большевизма. От стенгазеты вскоре перешли к выпуску общегородского вестника "Арзамасские листки". 5 августа 1993г. вышел в свет первый его номер. Редколлегия газеты (редакторы Николай Жидков, Василий Сахаров, корреспонденты Петр Петров и Андрей Потороев) живо реагировали на общегосударственные и церковные события, давая подчас им свою оценку. Статьи на злободневные темы вызвали небывалый интерес к газете в среде верующих не только Арзамасского района, но и других областей. Несмотря на весьма ограниченный тираж (500-900 экземпляров), который зависел от щедрости благотворителей, православный вестник читали в Нижнем Новгороде, Выксе, Сарове, Москве. Его номера можно было найти и в семинарии Троице-Сергиевой лавры.
    Как уже говорилось, в газете рассматривались современные церковные проблемы, давалась оценка активизировавшейся деятельности сектантов, сатанистов, экстрасенсов, раскрывался смысл экуменического движения. Братчики выступали с призывом помощи православной Сербии, оккупированной войсками НАТО, полемизировали по вопросам истинного и псевдо-патриотизма. В каждом номере приводились выдержки из творений святых отцов Церкви. Кроме текущих номеров выходили и спецвыпуски по самым актуальным вопросам современности: о прославлении Царственных Страстотерпцев и местночтимого архимандрита Софрония в лике святых, о геноциде сербского народа, о молитве. В одном из номеров впервые на русском языке были опубликованы "Главы о молитве" Ефрема Святогорца, переведенные студентом Московской духовной семинарии иеромонахом Паисием (Азовкиным). Газета перестала издаваться в 2000 году.
    Членами братства также был сделан и повешен в женской консультации городской больницы "Дубки" стенд о вреде абортов.
    В 1993г. братству была передана полуразрушенная часовня в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя, входящая в ансамбль бывшего Спасского мужского монастыря. Реставрация часовни силами братчиков, которые сильно зависели от щедрости благотворителей, длилась четыре года. После этого она была освящена и в ней началась продажа религиозной литературы, чтение акафистов, служение молебнов.
    Большим событием для Арзамаса было открытие братством 16 апреля 1994г. православной церковной лавки на улице К.Маркса. Здесь можно было купить церковную литературу разнообразной тематики – от детских журналов "Пчелка" до богословских творений Отцов Церкви. Книги привозились братчиками из Нижнего Новгорода и Москвы, ассортимент обновлялся ежемесячно и составлял несколько сотен наименований. Кроме  этого продавалась церковная утварь и иконы. К сожалению, после закрытия лавки в 1996г., подобного православного книжного магазина в городе так и не появилось.
    Другим направлением деятельности Братства была активная борьба с сектантством и другими псевдо-религиозными движениями. Братчики устраивали пикеты заезжим проповедникам из числа адвентистов, баптистов, разъясняли народу на страницах "Арзамасских листков" и городских газет ложность и вред сектантских учений, выступали инициаторами обращений местного духовенства и, в частности, епископа Балахнинского Иерофея к арзамасским властям о непредоставлении сектантам помещений для проведения проповедей. Именно по инициативе братства были удалены из Арзамаса представители опасной секты "Юсмалос", называвшие себя "Белым братством Марии Деви Христос".
    Не забывая при этом о своем личном спасении, члены братства регулярно посещали богослужения, постились, причащались, совершали паломничесткие поездки. Дивеево, Свято-Троицкая Сергиева лавра посещались несколько раз в год.
    В первых годах XXI века по различным причинам братство прекратило свою деятельность.
    По материалам архива братства.

Потороев А.В.