Главная>>Документы>>Акт осмотра художественных памятников

Акт осмотра художественных памятников

 Акт [осмотра художественных памятников] копия.

28-го Июля 1928 года. Мы, нижеподписавшиеся: И.О. Заведующего отделом картинной галереи гос. Эрмитажа профессор Д.А.ШМИДТ, кандидат госэрмитажа от 19/7-28 года № 2622 и Нижгосмузея от 7/УН-28года(№ 676), начальник Административного Отдела Арзамасского УИКа И.А.АНДРЕЕВ и сотрудник Нижгосмузея С.В.ДЕМЬЯНОВ (мандат Нижгосмузея 27/VII-28 года за № 677), осмотрели ряд художественных памятников гор. Арзамаса и пришли к следующему заключению:
I. Церковь "Зосимы" представляет собой  памятник зодчества XVIII века, сохранивший в противоположность  большинству церквей той эпохи, целиком облик первоначального стиля.
Имеющийся там иконостас отличается своими высокими художественными качествами и, ввиду того, что повсюду подобные резные деревянные иконостасы XVIII века погибли вследствие некультурного пренебрежения к ним в течение XIX века, представляет собой художественный исторический памятник – первостепеннейшей исторической важности. Художественные произведения этой категории имеют существенное  значение для выяснения мало еще изученного вопроса о связях между русским искусством XVIII века и современными ему художественными явлениями в западной Европе. Поэтому малочисленные сохранившиеся образцы этого рода декоративной пластики приобретают немалое значение для истории мирового искусства, и такой выдающийся в этой области памятник, как данный иконостас, требует самого бережного к нему отношения и сохранения его в целом и со всеми деталями.
В случае, что сломка церкви "Зосимы" окажется неизбежной по техническим соображениям особо веского характера, необходимо перенесение иконостаса в целом в одну из закрытых церквей Арзамаса или Н.-Новгорода, находящейся в ведении Нижгосмузея с реконструкцией его там, на месте.
II. Церковь "Иоанна Богослова" как строение относится к той категории  памятников, что и предыдущая церковь. Имеющийся там иконостас, хотя и в некоторой степени уступает по своим чисто художественным качествам иконостасу церкви Зосимы, но в историческом отношении является ему равноценным и поэтому требует не менее бережного отношения. см. выше в п. 1-м сего акта.

III. Что касается  иконостаса "Ильинской" церкви, имеющего в сравнении с предыдущими второстепенное значение, то, тем не менее, как памятник XVIII века, в случае ликвидации данной церкви, требует сохранения хотя бы в разобранном виде.

IV. Церковь Введенская, находящаяся на площади им. Ленина рядом с каланчей, как хорошо сохранившийся и единственный в городе Арзамасе памятник зодчества XVII века, безусловно, подлежит сохранению полностью.

V. Относительно всех остальных осмотренных церквей гор. Арзамаса, памятников зодчества XVIII и XIX веков, при ликвидации общин, пользующихся ими, и при приспособлении их для общественных надобностей, необходимо сохранить их общий архитектурный облик ввиду чрезвычайной важности его для общей картины города. Сохранение исторического облика городов пpeдcтaвляет собoй одну из важнейших и насущественных забот науки, охранения памятников старины и искусства во всем мире. Знаменитый силуэт города Арзамаса, запечатленный  в столь выдающихся произведениях как в известных картинах Ступина (одна из них украшает госрусский Музей в гор. Ленинграде), являeтcя одним из самых важных памятников исторической городской архитектуры не только на территории СССР, но и по всей Европе вообще, и поэтому всякие перемены в архитектурной физиономии города Арзамаса  должны учесть все опасности, грозящие красоте города, как архитектурного и исторического памятника в целом. 

VI. Осмотренный собор в Выездной Слободе имеет внутри в главном алтаре картину, изображающую"Распятие с предстоящей Марией Магдалиной" – эта картина является произведением неизвестного Северо-итальянского мастера XVII в., вероятно, Болонской школы. Художественное качество ее среднего уровня, техника довольно грубая и поэтому картина не может иметь музейного значения. Предание, приписывающее эту картину кисти Мурильо, не находит себе подтверждения.

VII. В городском соборе была осмотрена картина, изображающая "Христос в терновом венце", которая оказалась одним из весьма многочисленных и повсюду встречающихся экземпляров типа направления школы карраги, т.е. Болонской школы XVII в. Своими индивидуальными качествами эта картина ничего выдающегося не представляет.
VIII. Относительно многочисленных домов н. 19 века (напр., дом быв. Жевакина и др.) при ремонте их необходимо сохранять их архитектурную наружность и производить окраску в два цвета, руководствуясь указаниями Нижгосмузея согласно Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 7/1 – 24 г. и инструкции ВЦИК а от 7/VII – 24 г.

И.О. Завед. Отд. карт. галл, госэрмитажа
Профессор – ШМИДТ
Сотрудник Нижгосмузея: ДЕМЬЯНОВ
Начальник Административного Отдела
Арзамасского УИКа АНДРЕЕВ
С подлинным верно:управделами Иконников.
Публикуется по: Потороев Андрей. Разоренные храмы: Очерки арзамасского богоборчества. – М., 2006. – С. 103-105.